суббота, 20 апреля 2013 г.

КАКИМ ДОЛЖЕН ИЛИ КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПСИХОЛОГ, РАБОТАЮЩИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ?




В.Э. ПАХАЛЬЯН

Статья продолжает начатое М.А. Степановой обсуждение критериев профессионализма практических психологов образования (Вопр. психол. 2002. № 1).

Проблемы качества профессиональной подготовки и мастерства практического психолога рассматриваются через призму тех реальных условий, в которых происходит его профессиональное становление и осуществляется конкретная деятельность.
Вопрос "Каким должен быть современный психолог в современной школе?", поставленный автором статьи "О критериях профессионализма школьного психолога", возникает систематически с момента создания психологической службы в школе. И ответы на него разные. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто просмотреть материалы различных конференций по проблемам психологической службы в образовании. Но раз он опять возникает, да еще и выносится на страницы журнала, который всегда давал возможность своим читателям быть в курсе проблем развития этого явления, то, наверное, настал очередной период переосмысления накопленного. Целесообразность этого возрастает в связи с намерением Министерства образования провести очередной Съезд практических психологов образования.
Вслед за автором указанной выше статьи я попытаюсь поразмышлять об этом вопросе в контексте конкурса "Психолог года".
Во-первых, начнем с того, что сам вопрос возникал и возникает при разных условиях образования. Сегодняшнее образование значительно отличается от того, что было в момент создания школьной психологической службы и появления должности школьного психолога. К сожалению, автор статьи, упомянув эти обстоятельства в поставленном вопросе, обошел данный аспект в своих дальнейших размышлениях.
Во-вторых, слово "должен" употреблено вне конкретного контекста. Некоторые коллеги шутят по этому поводу так: "В таких условиях не психолог должен, а ему давно уже задолжали". Если автор имеет в виду обязанности педагога-психолога, то они прописаны в различных документах. Может, автора не устраивают эти требования? Тогда трудно понять, при чем тут конкурс.
В-третьих, почему только в школе? Думаю, что этот вопрос относится ко всем психологам, работающих в учреждениях образования. В этом я лишний раз убедился, читая статью А.В. Шувалова.

Читать статью полностью...

Комментариев нет:

Отправить комментарий